Медовый «курган» на «воде»
Мост через реку Белую распахивает перед туристами въезд в Уфу. Свои урбанистические пробелы не самый выдающийся в архитектурном плане город в России искупает пышной зеленью и богатой историей. Столица Башкортостана была основана в 1574 году на месте древнего городища.
По соглашению с башкирами Иван Грозный направил для сооружения Уфимского острога воеводу Ивана Нагого в сопровождении боярского сына Константина Голубцова с отрядом стрельцов. Добавим, что в начале XVII в. как жители слободы под Уфой указаны «слободские татары».
Помимо легенд, есть несколько научных версий происхождения названия города. Многие из них восходят к созвучным словам в иранском, балтийских языках и языке коми, которые переводятся как «вода». Кроме того, некоторые ученые утверждают, что название столицы республики произошло от башкирского «уба» – «холм», «курган».
Познакомиться со столицей Башкирии можно, прокатившись на двухэтажном экскурсионном автобусе. Его запустил в конце мая под брендом «Терра Башкирия» Центр развития туризма республики при поддержке Госкомитета по туризму РБ. Двухчасовые обзорные экскурсии стоимостью 450 рублей (со скидками для льготников) оказались востребованными, их стали проводить дважды в день.
Отправляется автобус от площади у Гостиного двора. До революции здесь были торговые ряды под открытым небом. А в XX веке появился одноэтажный новострой, который по всему периметру украшает арочный орнамент. В 1999 году решили сохранить здание и реконструировать. В нем разместилась Арт-резиденция.
Госкомитет по туризму в Гостином дворе оплачивает места для ремесленников, а они продают расписную посуду, великолепные украшения ручной работы со знаменитыми башкирскими узорами, расшитые элементы одежды и сувениры. Гостиный двор – это пятачок для встречи для туристов и место, где можно передохнуть, утолить жажду, выпить кофе. Недалеко от него находится один из самых дорогих жилых комплексов башкирской столицы «Соты». Фасад этой высотки, сплошь состоящий из прозрачных шестиугольных ячеек, напоминает о том, что гостей встречает медовый край.
Смешались старина и бетон
Уфа в немалом количестве сохранила названия и градостроительные формы прошлого века. Улицы напоминают о советской истории: Октябрьской Революции, Революционная, 50 лет Октября, Ленина, Кирова, Коммунистическая. Любопытный факт связан с памятником Ленину.
В 1987 году его отправили на реконструкцию в Ленинград, а вернулся он после 24-летнего путешествия во времени из Санкт-Петербурга. Почти четверть века вождя революции на постаменте замещал глобус. Упрямые уфимцы не смирились с этим «и. о.» и все-таки вернули «дедушку Ленина» на место в 2011 году.
В центре столицы Башкортостана очень красиво подсвечиваются вечером гостиница «Башкирия» 1939 года постройки и кинотеатр «Родина» в стиле сталинского ампира, со стенами желтого цвета, возведенный в 1957 году. А в другой части города есть его абсолютный двойник только голубого цвета (кинотеатр “Победа”). К этому же периоду относится и здание Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди. В «сталинке» с колоннами разместился Уфимский государственный авиационный техуниверситет (УГАТУ), который эвакуировали из Рыбинска во время Великой Отечественной.
Башкирская столица сдержанна, не спешит очаровать, неожиданно окружает рядами угрюмых «совковых» строений. Вершины творения эпохи социализма – здания 1970-80-х годов. Среди них Государственный концертный зал «Башкортостан». А самым советским зданием здесь называют Дом профсоюзов. Вдоль главных улиц Уфы среди ровных геометрических бетонных форм возникают вкрапления старинных купеческих домов. В Доме офицеров в Гражданскую войну находилось представительство Временного правительства, а потом – штаб Красной Армии.
На улице Тукаева возвышается Первая соборная мечеть, возведенная в 1830 году, она действовала и в советские годы. Также в историческом сердце города располагается другая восстановленная мечеть с медресе – Хакимия. Ее строительство спонсировал татарский купец из Казанской губернии Абдулатиф Хакимов. После революции здесь был и фабричный клуб, и электроподстанция, и общежитие.
Сохранились с начала прошлого века ЦУМ, дом купцов Костерина и Черникова – на нем можно увидеть изображение жены хлеботорговца Костерина. В прошлом веке там размещался штаб адмирала Колчака, а позже – политотдел 25-й стрелковой дивизии Чапаева, теперь в этом здании – уфимская таможня.
Этнографический музей приоткрывает тайны сарматского золота. Башкирские археологи раскопали два клада в 1987 году в Оренбургской области. В Уфе – самая большая в России коллекция сокровищ степняков. На территории республики обнаружили наибольшее число сарматских курганов.
Неподалеку от Национальной библиотеки удивляет кладкой из красного кирпича Башкирский театр оперы и балета. С ним связано имя гениального танцовщика XX века Рудольфа Нуреева, которого прозвали на Западе “летающий татарин”. На этой сцене он сделал свои первые шаги в мировом балете, а с 1993 года здесь проводятся фестивали его имени.
Современное здание Башдрама имени народного поэта Мажита Гафури располагается на месте разобранного в 1932 году Воскресенского собора и является памятником архитектуры. В театре служили известные актеры и режиссеры, судьбы многих трагически оборвались в конце 30-х годов XX века.
Четырехэтажный торговый центр с выставками современного искусства «Галерея Арт» – смесь старины и современности. Над его историческим фасадом сделали новую надстройку. По соседству, на месте заброшек и свалок, возник “Арт-квадрат”, притягивающий творческих людей с креативными проектами. На улице Заки Валиди возвышается конгресс-холл «Торатау». Прежде тут были частные дома и достаточно криминальный пустынный пятачок с футбольным полем, где собиралась неформальная молодежь, устраивавшая стихийные концерты. По задумке японского архитектора, конгресс-холл должен напоминать плывущий по башкирским степным просторам корабль. Но помимо морского лайнера, туристы видят в громоздкой конструкции разные образы, кто – айсберг, кто – шайбу (ведь Уфа – еще и хоккейный город).
Местные племена и Матросов
Чем больше проникаешь в сердце столицы республики, тем глубже осознаешь независимый и непокорный нрав ее нации. Начинаешь воспринимать Уфу со всем ее бурным прошлым и консервативным настоящим и очаровываешься народной душой города. Она проявляется тут повсюду, в том числе в многочисленных скверах, памятниках и фонтанах, а еще – в маленьких киосках с кумысом для туристов (в обычных магазинах местный напиток из кобыльего молока не купишь, его продают фермеры). Экскурсионный автобус следует мимо статуи «башкирскому Шекспиру или Пушкину» (так назвал его гид), Мустаю Кариму. В республике – это знаковая личность, народный поэт и писатель, фронтовик. Карима хорошо знают и в Татарстане, в Казани ему установили памятник.
Рядом с телецентром воздвигли памятник Шаехзаде Бабичу, одному из национальных героев, соратнику основателя башкирской автономии. А два года назад перед государственным татарским театром “Нур” открыли памятник Габдулле Тукаю (на деньги татарского мецената). Вблизи от телецентра – фонтан в виде еще одного башкирского символа – цветка курая на высоком стебле. Он состоит из семи сегментов, которые соответствуют семи племенам. Большинство башкир знают, к какому роду они принадлежат. В давние времена представителям разных племен запрещалось создавать семьи, неприязнь некоторые из них не изжили до сих пор, утверждает в беседах гид.
Софьюшкину аллею создал для своей жены губернатор Григорий Аксаков. В парке имени Героя Советского Союза Александра Матросова панки и рокеры организовывали концерты, среди них отмечались и Юрий Шевчук, и Земфира. А героя войны, которому установили здесь памятник, в республике считают башкирским парнем Шакирьяном Мухамедьяновым. В то же время татары считают его своим героем.
На аллее ArtTerria в причудливых формах из камня гости Уфы пытаются рассмотреть вселенную, Евразию, мать с ребенком на руках. Разминая свое воображение, гадаешь, какие мысли вложили современные скульпторы из разных стран мира в свои композиции.
Гордые и справедливые
Чудесный поющий фонтан «Семь девушек» открыли в Театральном сквере. Для скульптора позировали танцовщицы ансамбля народного танца. Изящные и печальные фигуры олицетворяют стойкость и непокорность башкирской нации. По легенде в далекие времена во время набега казахи похитили семь прекрасных башкирских девушек. Чтобы гордые представительницы народа не сбежали, в надрезанные пятки им засыпали конский волос. После этого они практически не могли ходить. Но девушки смогли добраться до озера, где их нагнали. Башкирки не желали быть опозоренными и, взявшись за руки, исчезли в глубине озера. А в это время на небе зажглись звездочки Большой Медведицы.
И конечно, главная достопримечательность города, заметная издалека, – 9-метровый и 40-тонный монумент Салавата Юлаева на коне. Фигуру национального героя выплавляли 1,5 месяца в Ленинграде и доставили по реке Белой в 1967 году. Практически вручную водрузили на высокий холм над Агиделью. Что интересно, в создании памятника месте с осетинским скульптором Тавасиевым Сосланбеком принимал участие и известный татарский архитектор Исмагил Гайнутдинов. Тот самый, что создавал оперный театр им. М. Джалиля, речной порт, здание КХТИ в Казани.
В 1773 году во время восстания Емельян Пугачев пообещал башкирам вернуть земли, которых их лишили в прежние годы. Салавату Юлаеву было 19 лет, когда он ушел из дома своего отца, богатого землевладельца, и стал сподвижником Пугачева, возглавив одно из войск повстанцев. Бунт завершился казнью его предводителя Пугачева. Екатерина II, понимая, что подавление мятежа будет кровопролитным, предложила храброму военачальнику и мудрому стратегу Салавату Юлаеву сдаться, она обещала сохранить его звания. Несломленного Юлаева захватили в плен, на каторге он провел 25 лет. Для башкир Салават Юлаев стал символом справедливости и борьбы за свои законные права.
Вот такой непреклонный и свободолюбивый народ живет в Башкирии и его столице.
Автор: Екатерина Аблаева.
Фото: Салават Камалетдинов.
Материал: sntat.ru
Подробнее: https://sntat.ru/news/ufa-turisticheskaya-nepokorennyy-duh-yulaeva-karima-matrosova-i-shevchukaвтор: