ЮЛАЙ ГАЛИУЛЛИН: НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ЭТНОТУРИЗМ И ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ЭТНОКУЛЬТУРУ БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

  • Главная
  • Новости
  • ЮЛАЙ ГАЛИУЛЛИН: НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ЭТНОТУРИЗМ И ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ЭТНОКУЛЬТУРУ БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

ЮЛАЙ ГАЛИУЛЛИН: НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ЭТНОТУРИЗМ И ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ЭТНОКУЛЬТУРУ БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

19 апреля 2024 Новости 100
ЮЛАЙ ГАЛИУЛЛИН: НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ЭТНОТУРИЗМ И ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ЭТНОКУЛЬТУРУ БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Сегодня в Башкортостане отмечается День национального костюма. В честь праздника интервью нам дал Юлай Галиуллин – руководитель АНО «Мэргэн уксы», обладатель Гран-при Международного конкурса мастеров башкирского национального костюма «Тамга». Мы поговорили с талантливым мастером об особенностях женского костюма башкир, стилизации и о будущем национального костюма.

– Почему, на ваш взгляд, сегодня возрос интерес к национальному костюму?
– То, что сегодня национальный костюм переживает ренессанс – является закономерностью. Долгое время мы были подвержены западной моде: на одежде сказывались глобализация и космополитизм. Все это, к сожалению, ведет к определенному стиранию культур, языков. Сейчас, когда мы больше стали поворачиваться к своей исконной культуре и ценностям, естественно, случился всплеск интереса к традиционной одежде.

– Какие особенности костюма башкир вы выделили бы?
– Одна из главных особенностей костюма башкир – отражение истории башкир как кочевников и скотоводов. Например, в наряде башкирок очень много драгоценных камней, металлов, серебра, монет. Разводя лошадей и активно торгуя ими, башкиры могли покупать своим женам и дочерям драгоценности, кораллы, ракушки, которые, в том числе, привозили издалека. Кроме того, из походов мужчины привозили серебряные монеты других государств – они часто встречались на нагрудниках наших женщин.

– Как вы относитесь к тому, что сегодня мастера при создании костюмов и национальных украшений нередко прибегают к стилизации?
– Стилизация – это неизбежное влияние времени. Главное, чтобы при этом не допускались искажения. Например, в корне неверно использовать в головных уборах, одежде и на нагрудниках цветок курая. Или случается, что мастера используют китайские, казахские или другие орнаменты. Да, они легко наносятся с помощью термоклея, ярки и красивы, но это не наша культура. А люди непосвященные воспринимают орнаменты как башкирские. Поэтому, призываю мастеров очень серьезно относиться к таким вещам и следовать традициям.

– Какое, по-вашему, будущее у национального костюма?
– Будущее у национального костюма, несомненно, есть. Это показал хотя бы конкурс мастеров башкирского народного костюма «Тамга». Реконструкторы изготавливают костюмы в том виде, как их создавали в старину. Например, если лет 10-15 назад отшивали только один вид кашмау и елян, то сейчас у нас уже 14 комплексов женского костюма. Они описаны, реконструированы, что добавляет колорита башкирскому костюму и показывает его многообразие. Кроме того, без прошлого нет будущего. Посмотрите на Японию или Южную Корею: местные жители там нередко ходят на работу в национальном костюме. Сохранив костюм, мы сохраним историю, культуру и язык. Эта самобытность привлекательна и с туристической точки зрения. Невозможно развивать этнотуризм и пропагандировать этнокультуру без национального костюма. Поэтому будем трудиться в этом направлении и дальше.